Браться за отзыв на «Людвига» после двух великолепных рецензий мне, откровенно говоря, дико и страшно. Но попробую – в общем, покостюмно, посимвольно и немного поперсонажно.
Начну со ссылок:
Каст и краткое содержание на Така-вики
Таллэ
Вера Чемберс
читать дальшеСон разума рождает чудовищ – это известно всем, и это любят повторять. Людвиг Баварский, которого в начале спектакля уже терзает душевная болезнь, видит аж двух – непонятную, но внушающую тварь с чёрными крыльями и эфемерную и прекрасную Деву Озера. Правда, потом вдруг выясняется, что первым монстром оказался психиатр Бернхард фон Гудден , а вторым – безумие. Но почему тогда у того, кто готов помочь, чёрные крылья? Мне кажется, потому, что таким Дева Озера – болезнь, искажённое восприятие, - показало его королю.
Но фон Гуддена, несмотря на визуальное решение образа, в котором действительно угадываются детали костюма и грима Смерти из другой постановки про Габсбургов и иже с ними («Элизабет») и игру актрисы Такуми Хибики, я не вижу на стороне тёмных сил. Впрочем, он и не мракоборец в том смысле, в котором обычно это слово понимается. Он – врач при исполнении, видевший, в какую бездну может падать человек и знающий, какой хаос может твориться в душе. Он понимает, что происходит с Людвигом, и знает, чем эта история может кончиться, потому и бросает вызов болезни.
А болезнь опасна и навязчива. И самое страшное – желанна для Людвига. На какие уловки она только не идёт: обещает спасти его от одиночества, принимает самое желанное обличье – героини оперы Вагнера, подобия Елизаветы – кузины Людвига, прекрасного юноши… И всякий раз пытается отнять Людвига у людей, которым он дорог, и у самой жизни. Для чего? Да потому что иначе существовать она не может, потому что она – паразит, не умеющий созидать в отличие от самого Людвига – только подражать людям, морочить голову и опутывать сетями.
Вот тут я сразу отмечу визуальное решение – орнамент, похожий на сеть, который используется в оформлении костюмов и освещении сцены как минимум дважды – в сцене с Хорнигом, предшествующей обострению, и непосредственно перед гибелью Людвига. Кстати, сцена безумия довольно сильно напоминает Майерлинг из «Элизабет». И обратите внимание на движения Людвига – он марионетка в лапах болезни и не может сопротивляться. После этого эпизода у меня не осталось вопросов к Деве Озера, стало окончательно понятно, как серьезно болен Людвиг, и какими прочными сетями опутало его безумие.
(элементы костюма, освещение в сцене безумия и разговор с Гудденом перед гибелью)
Гудден хочет вытащить Людвига из этой сети. Для чего? Хороший вопрос! В каком-то смысле он борется с болезнью за душу Людвига, всё-таки понимая, что шансы на успех малы. И мне отчего-то кажется, что делает это не ради собственной выгоды - с такими тварями, как Дева Озера, у него старые счёты за столько лет практики )) Может быть, конечно, он и сам представляет потусторонние силы, может быть, он всего лишь человек, видевший больше других, а потому пришлось отработать довольно циничный и прагматичный взгляд на вещи, чтобы самому не сойти с ума – это не так важно. Важно лишь то, что он не желает зла Людвигу и здесь и сейчас готов ему помочь, только тот сам такой помощи не хочет. Ему не нужны рациональность и трезвость ума. Для чего, если он может сорвать красную розу с куста белых, чтобы подарить её Елизавете?
Его влечёт тонкий мир и мечты. Вот поэтому Гудден – тварь с чёрными крыльями. Чего бы он не желал, собираясь разрушить иллюзию, он причиняет боль и нагоняет страх. Потому ближе к трагической развязке на сцене становится всё темнее и темнее. И – как последняя яркая вспышка – белоснежная Дева Озера. Как устоять? Как не броситься к этому прекрасному видению, отринув мир, на который упала кромешная мгла? Гудден проигрывает в сражении за душу пациента и гибнет, потому что попытался противостоять силе, которая не откажется от своей добычи так легко. Людвиг гибнет потому, что не видит в смерти ничего ужасного.
И в этом плане очень интересно и неоднозначно посмертное появление Людвига в финале. Один из символов-лейтмотивов спектакля – лебедь.
Лебединые мотивы присутствуют в двух костюмах Людвига («потустороннем» и парадном, в котором он танцует на балу, где болезнь прикинулась Марией-Антуанеттой), в основном костюме Девы Озера, в форме лодки, на которой Людвиг поднимается в начале и в финале, курсирующей между миром живых и миром тонких материй (кстати, лодка – это особый привет мифологии и «Розе Версаля» с посмертными маршрутными транспортными средствами)). Ассоциации, которые напрашиваются сами собой, комментировать не стану. Для меня самая значимая из всего перечня – одиночество. А в алхимии лебедь символизирует вторую стадию Великого Делания – альбедо, - когда душа или суть вещества очищается от шлака и предстает во всей своей чистоте, - эликсир, способный превращать любой металл в серебро. Мысль об очищении приходит в голову, когда сопоставляешь сцену гибели Людвига и «белый финал», когда он поднимается на сцену в лебединой лодке, а желанное видение сидит у его ног, положив голову ему на колени. Стало быть, душевная болезнь была первой ступенью – нигредо…
Давать дальнейшие оценки я не стану – не имеет смысла, - Людвиг переступил дозволенные простому человеку границы и, заглянув в бездну, нашёл, что хотел. А те, кто остался по эту сторону, оставили у креста с его именем игрушечный замок – знак его стремлений и достижений, - и букет белых лилий – символ недостижимой и чистой мечты.
"Людвиг", театр Такарадзука
Браться за отзыв на «Людвига» после двух великолепных рецензий мне, откровенно говоря, дико и страшно. Но попробую – в общем, покостюмно, посимвольно и немного поперсонажно.
Начну со ссылок:
Каст и краткое содержание на Така-вики
Таллэ
Вера Чемберс
читать дальше
Начну со ссылок:
Каст и краткое содержание на Така-вики
Таллэ
Вера Чемберс
читать дальше