На такавикиНебольшое предупреждение: уровень моего японского - два с минусом. Поэтому ниже может быть много отсебятины, неверной интерпретации и синдрома поиска глубинного смысла. Если вам есть, что сказать по этому поводу - ю ар вэлком.
читать дальшеПолное название постановки - "Микеланджело: человек, который стал богом". Оно наводит на первый смысловой слой - вопрос о месте человека в эпоху итальянского Возрождения. Не секрет, что в этот исторический период человек преодолел свой страх перед высшими силами. За этим последовало развитие искусства, наук, общественные новшества. Изменился и идеал человека, расширились его возможности. Это в наше время про разносторонне развитых людей саркастично говорят: "и чтец, и жнец, и на дуде игрец", а тогда люди искали ответ на другие вопросы. Что есть совершенство и каковы его закономерности? Каковы человеческие пределы? Как связаны искусство и реальная жизнь? Бог и искусство? Все мысли этой эпохи обращены к человеку, однако, церковь не готова делить власть с кем бы то ни было и терять контроль... На взаимодействии личности и церкви в "Микеланджело" основаны многие сюжетные коллизии.
В спектакле зрителя не раз отсылают к известным работам Микеланджело (Давид, Сикстинская капелла, Пьета, Умирающий раб) и их созданию. Но, к сожалению, тут мне придётся прервать пересказ этой линии, потому что максимум, что я могу сделать без знания языка и полного понимания диалогов, соотнести известные мне факты из истории искусств, сыгранные эпизоды и описание с така-вики - выйдет наглый спойлер )))
Второй слой - образ художника, на который работает целая группа персонажей:
Микеланджело Буонаротти (Айка Мире) - на первый взгляд простой и свой в доску человек, которого не застремает поспорить с высокопоставленным заказчиком, время от времени демонстрируя итальянский темперамент и манеру выяснения отношений чуть ли не в шаржевом виде. Но при этом он способен работать над статуей, забыв обо всём, а все его идеи - не просто выхвачены на лету из жизни, а переработанные и прожитые ещё раз в глубнах души. Здесь я не удержусь и отмечу работу осветителя - переход от внешнего к внутреннему монологу персонажей или их погружение в себя показывается с помощью затемнения сцены - свет сосредотачивается на лице героя, но потом и его скрывает темнота. Прием старый как мир, но здесь он производит сильное впечатление, и к этому вопросу я ещё вернусь.
С Джулиано Буджардини (Такуми Хибики) сценаристы обошлись вольно, но хуже этот образ не стал. Это мастер, для которого искусство и жизнь неразрывны, это сильный духом человек, наслаждающийся каждым мгновением своей жизни, подточенной смертельной болезнью. Характерная черта исторического Буджардини, отмеченная искусствоведами - педантизм, упорство и стремление создавать совершенные работы. Именно поэтому он практически никогда не видел в итоге недостатков. А для Буджардини-Хибики совершенна и прекрасна сама жизнь, несмотря ни на что.
Рафаэль Санти (Харуно Сумирэ) получился таким светлым и лиричным персонажем, что слабо верится в то, что эта же самая актриса нехило так и страшно сыграет позже Смерть в "Элизабет" и Призрака в "Фантоме". В образе есть и отдаленное сходство с автопортретом, и лирично-лазурная живопись исторического Рафаэля невольно вспоминается.
Асканио Кондиви и Антонио Францезе (Сэна Дзюн и Аябуки Мао) - ученики и друзья Микеланджело. Их в спектакле не очень много, но они очень уместно оттеняют главного героя. Они - усердные трудяги, начинающие творцы, ещё не ставшие живой легендой, но уже перешедшие грань между ремеслом и искусством.
И последний слой - любовная линия в сюжете, построенная на любовном треугольнике: две дочери Лоренцо Медичи - Контессина (Отори Рэй) и Луиза (Нагиса Аки), и Микеланджело. Луиза умерла молодой, но долгие годы чувства к ней были источником вдохновения для мастера. А Контессина страдала от неразделенной любви. Сёстры похожи - это подчёркнуто сходством их костюмов в сцене, когда Контессина готовится к свадьбе с графом де Ридольфи - её свадебное платье практически не отличается от платья Луизы, которая является в видениях именно так, поскольку больше не принадлежит миру земному. Но в конце концов она - вечная невеста, эфемерное видение и вдохновение, - не хочет, чтобы из-за её смерти люди, которые ей были дороги, не могли жить счастливо. И в конце концов, они "отпускают" её, и им остается глубокая привязанность и возвышенная платоническая любовь. и чуть не забыла сказать о Контессине - она живая земная женщина, образованная и с сильным характером и нравом - дочь своей эпохи.
Про других исторических лиц писать не стану - там даже Лукреция Борджиа засветиться успела. Вот такой вот дух времени... Впрочем, время беспощадно. И в конце Микеланджело остался один, пережив и Буджардини, и Контессину. Но понимая это, он не дает волю отчаянию. Неслучайно легенду о том, что художник написал свой автопортрет на коже, которую держит в руках святой Варфоломей, сценаристы обошли стороной.
Слайды добавлю, когда переложу на сообщество.