Я думала, что эта тема обойдет меня стороной, но после покушения на кайзера молчать не могу. Но для начала немного проясню точку зрения, с которой буду разбирать ситуацию.
читать дальшеОдно из наиболее ярких воспоминаний детства - маленький военный городок на юге нашей страны, типовая двушка в девятиэтажке, телевизор ловит два центральных канала и один местный, потоки солнечного света льются в окна... Летние каникулы, 1995 год. И вот по одному из центральных каналов объявляют о захваченной боевиками больнице... Отец ушёл на весь день в гарнизон, позже военные и гражданские организовали патрули, зная, что, случись что, помощь придёт нескоро. А я, семилетняя, как только он ушёл, в спешке осматривала квартиру, думая над местом, где мы будем укрываться в случае обстрела, если начнётся война, пока отца не будет дома.
Но сейчас и мои родители, и я, живём под боком у нашей столицы, и всё в порядке (тьфу-тьфу-тьфу). Можете считать меня бессердечной сволочью, но почему бы сейчас и не поговорить о Вестерланде за чашкой чая, пока за окном - этот самый ледяной дождь?
Ситуация с Вестерландом - моя типичная этическая ловушка, которую я часто применяю для ловли собственных героев и тараканов. Соавтор в своё время сформулировал общий посыл таким образом: "Ударь его пять раз, или я ударю десять". По сути - 2 миллиона погибших мгновенно при бомбардировке Вестерланда против много большего числа жертв вовремя не остановленной гражданской войны, только с той разницей, что в моей ловушке действие и бездействие приводит к противоположным по ущербу результатам. Это не так важно. Куда важнее, что, рассуждая с позиций общепринятой этики жизни 2 миллионов мирных жителей ценятся выше, чем жизни солдат. А то, что эти солдаты - чьи-то дети, мужья и братья, что помимо солдат на войне гибнут медики и технический персонал - не берется в расчёт? И только не надо пытаться оправдывать смерть солдата все той же этикой - это всё отговорки. Здесь может быть лишь два честных варианта: либо принять приоритет меньших человеческих потерь и затрат ресурсов, как Оберштайн - чистая логика, - либо брать отвественность за любую отнятую жизнь - и своих, и врагов, и солдат, и гражданских, - как Ян. И это - чистая этика. Это два пути, следуя которыми, можно остановить кровопролитие. А "солдат - можно, женщин, стариков и детей - ни-ни" - образ мыслей, способный продлевать войну до бесконечности, потому что в таком случае никто ни за что не отвечает. Ян и Оберштайн, в свою очередь, никогда не пытались уйти от ответственности.
Теперь представим другой результат: Вестерланд спасён, братоубийственная гражданская война выжрала человеческие и материальные ресурсы Империи. Допускаю, что и в этом случае Райнхард бы поднялся до тех же высот. Только потом стране воевать с Альянсом было бы намного труднее и потери были бы больше - плюс к тем, кто погиб за период затянувшейся Липпштадтской войны. И ещё неизвестно, как использовали бы гражданскую войну третьи силы и Альянс, если бы в тот момент там синхронно не происходил военный переворот. Было бы людям от этого легче? Мне лично кажется, что в этой ситуации на жизнь Райнхарда покушались бы не единожды. И не скажу, что незаслуженно.
Ещё одна важная деталь в разговоре с убийцей-неудачником - реакция Оберштайна. При том, что он при желании мог бы объясниться жёстче, он всего лишь пытается принять удар на себя, чтобы кайзер, на тот момент уже не только возмудевший, но и изрядно похужавший, не сожрал за Вестерланд себя самого с концами. И сравнительная статистика тоже предназначена Райнхарду - это попытка включить рассудок и не дать эмоциям захлестнуть его с головой. Только никому от этого не легче. А почему? Потому что люди судят по свершённому, а не по намерениям и мотивам. Таким образом, нереализованные намерения Брауншвейга в отношении Вестерланда с очень большой вероятностью стали бы такими же шаткими и неубедительными доказательствами, как и статистика Оберштайна.
И, если кому-то интересна моя позиция, то она такова: если по каким-то причинам нельзя следовать глобальной этике Яна (а это - проект затратный, долговременный и опасный для жизни), проблему надо решать путём расстановки приоритетов, как Оберштайн. Всё прочее - полумеры.
И все-таки убивали не Райнхард с Оберштайном, а Брауншвайг.
Именно. Для меня это объясняет, почему от Лоэнграмма не отвернулся народ - победителей не судят. Но с Брауншвайгом решили вопрос радикальным образом, а на без того измотанного кайзера навешивают вину ЗА СОЗНАТЕЛЬНОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ. И на Оберштайна пытаются, только его низким этическим приемом не возьмешь )
Кстати, у меня лично сложилось ощущение, что Оберштайн, говоря о возможных потерях, имел в виду не только военных, но и гражданских тоже.
Согласна, обо всех вместе. Кроме того, гражданская война - очень невыгодна. Он не враг своей родине и понимает это. А что касается выбора из двух зол... в том и дело, что при его иллюзорности иногда имеет смысл вообще отказаться от категорий добра и зла. Насколько это применимо к Вестерланду - вопрос ещё тот. В любом случае, всё это идёт от антивоенной тематики ЛоГГа, только огульно набрасываться на кайзера и Оберштайна за Вестерланд я не могу, да и мне не очень приятно, когда так кто-то где-то делает.
AnnetCat, и вдогонку по раскрытию антивоенной темы. Меня больше стукнуло статистикой по сражению в системе Вермилион и самое-самое начало - кенотафы от одного края экрана до другого. А Вестерланд... такое у меня наоборот давит все эмоции, особенно, если ситуацию при всем желании не оценишь однозначно.
Совсем не так подробно, как у тебя, но я тоже говорила о Вестерланде. И, по-моему, наши мысли пересекаются.
Буду думать, если решу все-таки спасти вестерландцев в своем фанфике. Я долго колебалась и еще колеблюсь. Пока дойду до соответствующей главы, раз десять поменяю решение.
В общем, бррр...
Но по сути все ужасы войны далеки от обывателя. Ровно до тех пор, пока не скажут, что твой друг или родственник никогда не вернётся из космоса.
Elizabetha, попробуй. Впрочем, момент важный... прежде, чем отказываться, надо хорошо подумать.
Поняла вас. Спасибо!
Спасибо, я действительно подумаю.
Эвакуацию гражданских с Изерлона я, кстати, скорее, с личностью Яна связала, который своих не бросает и чужих не обижает, потому мисо кассы и прошло...
И при этом с другой стороны - достаточно пушистый захватчик Лоэнграмм, который людям рвёт шаблон своей кавайностью и политикой, в корне отличающейся от "ведь не наше - нам не жалко". Он, конечно, фигура неоднозначная, но за бездействие действительно в полном расчёте - тут я согласна с Хильдой.
Что касается моратория - ещё одна причина, почему Брауншвайг сумел бы отмазаться, проапеллировав к чести, к "да я ни в жисть, я дворянин", если бы не поймали по факту.
Лоэнграмм в самом деле был на тот момент лучшим, что могла история предложить галактике)))
Я и написала - проверить логику. Имхо это даже не этика, это из абстрактного в конкретное.
Так что это - одна сторона оценки.
А с другой стороны *косится на герра Пауля с собакой на аватарке* вспомним Оберштайна, предлагавшего себя в качестве заложника для изерлонцев... Это - совершенно иные масштабы оценки ситуации.
Герр Пауль прекрасен тем, что готов жертвовать собой, но жертвовать другими он готов тоже, это несколько убавляет ему прекрасности))
просто я почему-то вижу связь между Вестерландом и гибелью Кирхайса. Иррационально, да. Но это словно наказание Райнхарду за Вестерланд. Вот если ему в тот момент сказать - ты примешь решение, и это решение будет логически правильным и приведет к окончанию войны, но дальше цепочка событий неминуемо вызовет гибель Кирхайса. А если примешь другое решение - ничего неизвестно, не гарантировано, но есть шанс... Будут у него сомнения, какое решение принять?
В общем это то же, о чем выше говорила AnnetCat - реальные жертвы против гипотетических.
Аватарки у меня разные и выскакивают рандомно. С герром Паулем две.
А у меня оно... немного наоборот. Готовность жертвовать собой смягчает готовность жертвовать другими, потому что это говорит о том, что напрасные и неоправданные жертвы ему не нужны. Как и жертвы или самопожертвование ради красивого жеста. Наверное, я максималистка, и мне симпатичны либо стремления к идеальному, хоть и трудно- или недостижимому, как у Яна, либо вот такой рациональный подход, как у Оберштайна.
А что касается статистики... там такая статистика, что, даже остановив войну как только так сразу, она не оправдается. Можно лишь перешагнуть через эти цифры и жить дальше. И никогда не забывать, что это не просто цифры, а человеческие жизни.
Там еще будет "сенокос Оберштайна", к вопросу о логике и статистике, но я затыкаюсь, чтобы не спойлерить.
ОСтальные думают о потерях время от времени или не думают о них вовсе, только "ура! вперед во славу кайзера!"
Да, я уже заметила...