Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Давайте без привязки к конкретной дискуссии, просто очень интересно, почему апеллирование к семейному положению (например: "у автора, наверное, никогда не было детей, иначе бы отношение ребёнка и родителя было бы описано достовернее") можно счесть за оскорбление и нарушение личных границ, а апеллирование к образованию (например, "вы, будучи психиатром, описываете в своём романе вместо нормы патологию") - нет? По сути, это же всё равно, что сообщить человеку о системном сбое, вызванном профдеформацией. А в первом случае говорится о том, что человек недостаточно информационно подкован, потому что не имел возможности наблюдать за собственными детьми и не выполнял социальной роли родителя.
Потому что в первом случае ставится под сомнение компетентность в самой древней и основной биологической и социальной функции, а во втором - всего-навсего в неполноте его картины мира? Или потому, что "психиатр" - это звучит гордо? Или потому, что можно прочитать такую вещь каким-то не таким тоном? Интересно... :hmm:

@темы: дазнтметр

Комментарии
26.05.2013 в 18:39

Мне кажется, оба варианта не вполне корректны, хотя бы потому, что отвлекают внимание от предмета разговора.
Всё зависит от обстоятельств, но если обсуждается некое произведение, то стоит на нём и сосредоточиться. Можно указать на недостатки, но дальше пусть автор сам выясняет, как дошёл он до жизни такой, и делает выводы.

Да, первое высказывание нарушает границы: личная жизнь автора никого не касается, и, положа руку на сердце, редко когда напрямую отражается в том, что написано хорошим писателем. Мы не знаем, какой опыт отношений с детьми или родителями был у автора и почему так вышло, что он "недостаточно информационно подкован". Это очень личная область.

Образование всё-таки вещь более поверхностная, соответственно, и замечание примут легче. А психиатры, кстати, следят за своим состоянием довольно пристально, так что могут и "спасибо" сказать :)
26.05.2013 в 19:00

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Всё зависит от обстоятельств, но если обсуждается некое произведение, то стоит на нём и сосредоточиться. Можно указать на недостатки, но дальше пусть автор сам выясняет, как дошёл он до жизни такой, и делает выводы.
В том и прикол, что обсуджается не просто произведение, а _достоверность_, отсутствие или наличие искажения.
А, допустим, если бы в первом случае достоверность оспорилась апеллированием к трудам по психологии?) Тогда это было бы корректнее? Не "вы не располагаете данными", а "я располагаю данными"?

За образование - ничего подобного. Допустим, я приду к тред к горе-фиграйтеру и скажу: "У вас по русскому языку двойка в школе была?" или "Вы пишете, будто бы всё ваше образование - 9 классов средней школы. И это в лучшем случае". Кароч, вновь проапеллирую к отсутствию, только в ещё более оскорбительной форме, чем в первом примере. Едва ли среднестатистический человек придёт в восторг от такого взгляда на "поверхностную вещь" =)
26.05.2013 в 19:00

Semper Fidelis
Видимо, потому что в первом случае воспринимается не как недостаточная информированность, а как сомнение в социальной полноценности, тогда как во втором случае недостаточность знания в некой, возможно чуждой, профессиональной области не принимается близко к сердцу.
26.05.2013 в 19:04

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Shatris Lerran, скорее всего. Да "9 классов образования" - социальная неполноценность. У меня других вариантов просто нет.
как во втором случае недостаточность знания в некой, возможно чуждой, профессиональной области не принимается близко к сердцу.
Вот как раз не чуждой, во втором-то примере, а очень даже профессиональной. Но - излишне.
26.05.2013 в 19:45

Akage,
Раз обсуждается достоверность - разве что-то мешает её обсуждать в отрыве от жизненного опыта автора? :)

"Ситуация неверно описана" - это то, что требуется доказать. И на этом бы остановиться: дальше начнётся область предположений. В ходе доказательства, конечно, можно опираться на собственные наблюдения, труды специалистов, на любую литературу, которая кажется уместной.

Что касается образования, то заметьте: в первом случае вы фактически апеллируете к его избытку, а во втором - к отсутствию :) И мы не обсуждали, в какой форме делается сообщение. Можно и о растрепавшейся причёске (а что, казалось бы, может быть поверхностнее?) сообщить человеку так, что он смертельно обидится. )))

Возможно, я неточно выразилась. Образование важно; однако сфера детско-родительских отношений мне кажется более важной и личной областью, чем образование.
26.05.2013 в 20:15

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Халльгерд, ничего. Я в таком случае могла бы просто процитировать Станиславского, например ;))) или просто уделить тексту внимание в своём творчестве - у меня, как накопится, прорывается в виде стёба или пародий, вот, дважды уже случалось )) Но это моя типовая реакция, а камрад высказался достаточно серьёзно )

Что касается образования, то заметьте: в первом случае вы фактически апеллируете к его избытку, а во втором - к отсутствию
Ну кагбэ я об этом сразу и сказала, выдвигая в качестве одной из причин негативной реакции собеседника упоминание _количественного_ параметра вместо _качественного_ ;))))
Что касается формы... тут уже дело в личных тараканах и ранимости, я считаю. Если бы я получила отзыв в той форме, в которой он был написан, то мне было бы неприятен сам факт того, что меня ткнули носом в недостоверность. А может быть, если бы я была уверена в том, что оппонент неправ, я бы и не заморачивалась вовсе. Но я это я, у меня всё не так как у людей по определению ))) и я не собиралась выходить на конкретные треды, меня натолкнувшие на этот вопрос )

Ну... вот психология и педагогика эту сферу тоже изучает ))) возвращаюсь к одной из предыдущих моделей: а если бы было бы проапеллировано к психологической спецлитературе, а не к отсутствию/наличию личных наблюдений - это бы поменяло дело?
26.05.2013 в 21:04

Пусть неровен и петлист путь до сказочного мира: я не просто эскапист – я прикончил конвоира. © Е.Лукин
Akage, «просто очень интересно, почему апеллирование к семейному положению (например: "у автора, наверное, никогда не было детей, иначе бы отношение ребёнка и родителя было бы описано достовернее") можно счесть за оскорбление и нарушение личных границ, а апеллирование к образованию (например, "вы, будучи психиатром, описываете в своём романе вместо нормы патологию") - нет?»
Мне кажется, не факт. Всё завит от того на кого нарвёшься. В том смысле, что у кого-то из авторов крайне болезненной точкою является семейное положение, а у кого-то — профессиональная компетентность. А есть ещё авторы, которые чисто из принципа грубо пресекают любые переходы с конкретного текста на собственные личности. И... с последними я совершенно согласна. :shuffle2:
26.05.2013 в 21:22

Akage, я тоже вспомнила знаменитое "Не верю!", когда писала вам предыдущий ответ. Одну из ваших пародий точно читала, она мне запомнилась как весьма остроумная. Ваша позиция никаких вопросов у меня не вызывает.

Я говорю только про общие правила, которые мне кажутся разумными, безотносительно конкретных людей и дискуссий, как вначале и договаривались.
если бы было бы проапеллировано к психологической спецлитературе, а не к отсутствию/наличию личных наблюдений - это бы поменяло дело?
Думаю, да. Главное, что делается акцент на обоснование собственной позиции, а не на гипотетические причины ошибки оппонента.
То же касается образования.

Что касается формы... тут уже дело в личных тараканах и ранимости Безусловно )))
Только если я не забочусь о реакции собеседника на мои слова, то мне потом грех жаловаться и удивляться, что он какой-то неадекватный ))))
26.05.2013 в 21:23

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Сатори Ивадзику, принимается ))
Понимаешь, в чём прикол... уж не знаю, в силу чего, но за моей спиной про то, что я из себя представляю, говорю и делаю, регулярно говорят какие-то гадости, как в реале, так и в сети, и крайне редко - в лицо. А вопросы, касающиеся правоты/неправоты, компетентности/некомпетентности каким-то образом решаются в рабочем режиме. И мне вот дико, что народ снова хватается за сердце. Мне прямо хочется понять - почему? и почему не хватаюсь я, прочитав в чужом дневе, что человеку не понравился мой текст и не бегу рассказывать всем, какое оскорбление мне нанесли? Подозрения в "анонизме" - это всё-таки вопрос иного толку, и это было позже.
Камрад... камрад может сказать, да. Но и мы друг с другом особенного политесса не придерживаемся и прекрасно работаем вместе. Хотя, возможно, это вопрос психологической совместимости )))
26.05.2013 в 21:33

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Халльгерд, так никто и не жалуется ))) Камрад вообще ожидает чаще негативную реакцию на свои слова, чем позитивную, а я просто пытаюсь понять, в чьих мозгах баг и в чьём воспитании пробел ))) Выходит со всех сторон, что в моём )))

Главное, что делается акцент на обоснование собственной позиции, а не на гипотетические причины ошибки оппонента.
А вот тогда оффтоповый вопрос на засыпку: а когда недавно в тред на галактических сюрреалистах сообществе Галактические дали пришла Кинн и начала разбирать тот детективный текст, она, в принципе, привела аргументы и указала не на гипотетические, а на фактические ошибки. В чём тогда-то был прикол?))
26.05.2013 в 22:00

Akage,
мне кажется, что когда идёт эмоциональный спор, лучше выбирать нейтральные формулировки, обсуждать только то, о чём договорились вести речь и помнить, зачем это всё нужно ))) Так спокойнее и приятнее, на мой вкус.

Я читала тред, о котором вы упомянули. Пожалуйста, уточните вопрос. Вы спрашиваете, как я отношусь к аргументам критика, или о том, почему их упорно не хотели слушать?
26.05.2013 в 22:08

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Халльгерд, если спор идет эмоциональный, наверное, лучше быть на одной волне со спорщиками )) нейтральный тон я бы выбрала в ситуации, когда не могу предсказать реакцию собеседника с вероятностью... ну более 70% ))

Второе. Первое мне ни к чему. По вашему мнению, что повлияло на непринятие аргументированных замечаний? Она же чуть ли не библиографию к комменту приложила ))) Тон сообщения, на мой взгляд, был не самым враждебным и оскорбительным, особенно для вышеназванного комментатора ) Я лично склонна думать, что виноват... ладно, потом выскажусь ))
26.05.2013 в 22:41

Akage, не буду спорить насчёт стратегии и тактики.

Всё это грустное впечатление производит. Я тут человек новый, но мне кажется, там много причин. Спор шёл и сейчас идёт не только о критике, но и о допустимом поведении, и эти понятия всё время смешиваются. Я полагаю, что всему виной не только старые обиды, но и двусмысленная ситуация, когда в треде одновременно говорят об авторе и о том, что он написал.
26.05.2013 в 22:56

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Эх, где ж у нас с вами спор-то?.. Вроде бы я общалась с вами в том же иронично-доброжелательном тоне, что и с прочими читателями своего блога ;))) спор - это когда клочки по закоулочкам летят, а у нас с вами беседа )))

Ну, сперва личность автора там никто не трогал... по-моему, у людей сработал защитный рефлекс. И вообще, если брать фандомцев, то за многими такая штука наблюдается, к сожалению.
26.05.2013 в 23:30

Akage, я только хотела сказать, что у меня нет стремления обратить кого-либо в свою веру, а беседа доставляет мне удовольствие :)

Без сомнения, реакция была странная: и агрессия, и провокация одновременно. Я не знаю, чего добивались стороны и получили ли они то, чего хотели.
Но вот думаю: в правилах или даже названии "Далей" говорилось, что они для "дружеского общения". Видимо, подразумевалось, что в этом сообществе люди могут писать что-то автору и друг другу к общей радости. Прямых запретов на разборы не было, но мне трудно представить себе дружескую беседу критика с автором. Может быть спокойный разговор, но всё-таки это уже работа, "а смешивать два эти ремесла есть тьма охотников; я не из их числа."

По-моему, лучше, если автор и критик вообще не знают друг друга, или, по крайней мере, не обращаются друг к другу напрямую.
26.05.2013 в 23:46

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Можно я скажу за конкретную ситуацию? Там же нет мнения автора о том, как реагируют на то или иное дети. Там есть на этот счет мнение героя.
Не следует путать автора с лирическим героем. Это разные люди.
Так что в конкретной ситуации вопрос о том, есть ли дети у автора, вообще ни при чем.
26.05.2013 в 23:48

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Халльгерд, а я легко могу такую дружелюбную беседу критика и автора представить, к примеру, в рамках литсеминара. Да, в общем-то, защита курсовой, диплома и выше тоже может быть именно такой. Но там уже работают формальные связи.
не обращаются друг к другу напрямую.
Есть шанс, что автор не прочтёт критику?)
Кстати, мне всё равно кажется, что это интернет развязывает людям руки, пардон, языки. В реале всем пришлось бы искать более культурные слова.
26.05.2013 в 23:48

Поздравляем, вы только что убили Ленского! ©
А для меня все предельно просто и прозрачно в этом вопросе :hmm: В первом случае мне говорят чуть ли не открытым текстом: "Прежде, чем взяться за пособие по сексу, ты должен был предупредить, что никогда в жизни его не видел"(ц) То есть, едва ли не тупой теффачкой (прыщавым школьником), жизни не знающей, называют.
Во втором случае признают образованность, пусть и считают её причиной недостоверности. Пусть имеют в виду и профессиональную деформацию, компетентность в вопросе все равно признают "автор как психолог описывает..." В той формулировке, в которой ты приводишь, это вообще не обидно, в отличие от первого случая. Вот, если бы написали: "Автор, чему вы там учились на своем психфаке, что пишете такую недостоверную хрень???", думаю, автор постарался бы вымести этих людей из треда турбо-веником)
26.05.2013 в 23:55

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
AnnetCat, а за абстрактную что скажешь? За конкретную я давно поняла, что было одновременно и камрадово упущение, и моё, т.к. я всё-таки более социабельна и фандомна, чем она, и могу при желании прогнозировать реакции общественности ) С другой стороны, на момент комментария я была вне сети. А жест третьего лица я сочла, прости, несколько лицемерным, и далее решила не вмешиваться, мол, сами разберутся. То, что пошло, было уже всё очень сложно для моего маленького мозга.
26.05.2013 в 23:58

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
el escudero, ну вот и мне кажется, вся загвоздка в формулировке отсутствия. Сошлись на 100500 книжек по ребёнковой психологии - обида будет, но в меньшей дозе.
27.05.2013 в 00:00

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Akage, жеста третьего лица не видела (или я не понимаю, о чем речь), видела комментарий камрада. Удивилась) потому что таки камрад перепутал автора и лирического героя.
Конкретно - конечно, автор должен знать, о чем пишет. Если сам на своей шкуре не испытал, должен узнать из источников вокруг. Сама говорила по другим поводам и другим авторам - что автор не представляет себе, что такое маленький ребенок, и это видно.
Только данный случай не из этого ряда)
27.05.2013 в 00:07

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
AnnetCat, жест был в дневнике четвертого лица, что характерно, аналогичный переход на личности, если высказывание камрада считаем таковым, только более обиженный )) при этом ничто не мешало высказать комментатору всё напрямую, имхо, не прибегая к услугам посредников )) Это если коротко - здесь речь немного не о том.
Конкретно в данном случае, по-моему, вообще столкнулись два непримиримых видения одного и того же персонажа. Тут ничего не поделаешь.
А в какой примерно формулировке ты бы говорила о достоверности в этом случае? Если что, это не "самдобейся", а прощупывание границ этичности )
27.05.2013 в 00:09

Akage, во всех описанных ситуациях люди ждут разговора по определённым правилам и на определённую тему. И правила достаточно жёсткие, хотя тон может быть дружелюбным. :)

Есть шанс, что автор не прочтёт критику? Дело не в том, что прочтёт, а в том, насколько нужно обращаться напрямую к автору с критикой, вынуждая его реагировать. Статья в журнале и письмо автору - разные вещи. А в сообществе двусмысленная ситуация, и в случае отрицательного отзыва вдвойне неприятная для автора: 1) всё обсуждается публично; 2) надо что-то отвечать. Да, есть вариант "Спасибо за ваши замечания, учту", но есть ещё личные отношения со своей историей. И в реале предостаточно случаев, когда люди безнадежно долго выясняют отношения, говоря об одном, но имея в виду совсем другое.
27.05.2013 в 00:22

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Халльгерд, с другой стороны, если переберёт преподаватель, то применить к нему санкции будет сложнее, чем к перебравшему студенту. Но об этом уже говорилось и показывалось...

Да, есть вариант "Спасибо за ваши замечания, учту"
Самый нормальный вариант ответа, на самом деле. Успокоил внутренний чёс критика, а сделал так, как счёл нужным. И не только на виртуальных просторах: я так время от времени делаю в шараге ;)))))
27.05.2013 в 00:24

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Akage, если бы я хорошо подумала и сформулировала, я бы сказала, наверное, примерно так: "складывается впечатление, что автор не знает, как ведут себя маленькие дети. Потому что в такой ситуации ребенок поведет себя так-то и так-то". На самом деле я ляпала, было дело, "извините, вам приходилось воспитывать детей?" - и обалдела, когда на меня обиделись)) поэтому я теперь ученая и постараюсь максимально смягчить претензию.
Тут очень трудно высказаться совершенно нейтрально, потому что есть моменты, которые видны только с точки зрения взрослого, которому приходилось достаточно длительное время иметь дело с маленьким ребенком. Человек, который не видел картину с этой позиции, поневоле отражает позицию ребенка, насколько он ее помнит по собственному опыту, а не позицию взрослого) у меня впечатление, что это бывает довольно часто.
27.05.2013 в 00:32

Akage, ну да, конечно. Это как раз тот случай, когда реал не идеален.

Да, знатная хитрость ))))))
27.05.2013 в 00:40

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
Халльгерд, скорее, самый бескровный способ разрешения ситуации )
AnnetCat, вот, видимо, в том и был мой когнитивный диссонанс: детей я воспитывала на правах старшей сестры и педагога в достаточно маргинальном колледже. Поэтому на подобную претензию честно бы ответила: "Ну-у-у, нет. И что?". С другой стороны, мне было бы ужасно обидно за сам факт непопадания, я же перфекционист в глубине души))) совсем немного ))))
Но тогда, действительно, нормальный человек может обидеться в первую очередь за удар по социальной функции, а не за недоверие к тексту. Ну ещё, возможно, по схеме el escudero. И, если что, я не имею в виду конкретную ситуацию.
27.05.2013 в 01:01

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Akage, зато я вообще не педагог, это другая позиция)) я не рискнула бы подробно описывать школу с точки зрения педагога. Школу я могу описывать только с точки зрения ученика или родителя ученика. Или намеренно неподробно, чтобы не облажаться.
Просто тут много моментов, которые если не пережил - не понимаешь, что они вообще есть.
27.05.2013 в 01:21

Регулярно протирай и чисть радар {Добрым словом и галоперидолом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом}
AnnetCat, да если и с позиции педагога писать о школе или колледже, всегда найдётся другой педагог, который скажет "а у нас всё не так, это фантастика!" Это, опять же, снова проблема адекватного и бескровного реагирования на негативный отзыв встаёт...
Либо работать в пределах собственного авторского мира, где у учеников могут вырастать копытца и пятачки, а учителя в полнолуние обращаются в огромных волосатых хищников, если автору того захочется ))) Кстати, по свежему: "Дом, в котором..." и "Гарри Поттер", по-моему, удачные примеры, где небывальщина грамотно обыграна.
27.05.2013 в 01:36

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Akage, не обязательно пятачки, достаточно не писать с позиции педагога, если ее не знаешь. Только с позиции ученика, которую ты знаешь.
Но с фэнтези проще, разумеется. Если елки стали красными... и далее по тексту.