понедельник, 21 января 2013
Пока не забыла, отмечу для себя эту проблему. По сути, бесконечные фандомные холивары порождаются двумя крайностями: "канон дал нам господь наш *имя автора канона*, шаг вправо, шаг влево - расстрел и анафема" и "а почему бы и нет, раз я так вижу/чувствую/
дрочу хочу?".
читать дальшеНо между этими проявлениями индивида в фандоме есть и промежуточные состояния. Можно любить смело порассуждать за матчасть, злобный стёб и смелые кроссоверы. И не любить, к примеру, рассказы только про отношения, не подкрепленные динамичным сюжетом, мистикой или интересной проблематикой. Даже если это милая занавесочная история про канонную парочку. Т.е. помимо неприемлемого может быть скучное, бессмысленное и беспощадное. А что касается приемлемости... ну вот никто не убедит меня в том, что фанфики по моим, относительно миролюбивым канонам, в которых (фанфиках) один герой насилует другого, нежная домашняя девочка находит своё призвание в борделе, где добрые герои резко становятся злыми, а злые оказываются няшками, которых обидела жизнь, это - интерпретация.
Нет, это не интерпретация. Это искажение. Отражение в кривом зеркале. Мир, в котором поменялись полюса. (Пример - ЧКА относительно Толкина). А бывают интерпретации - попытка переосмыслить исходник, взглянуть на него под другим углом, подобрать иные слова, либо сделать акцент на ином, но при этом ухитриться не извратить суть (Пример: Финрод-Зонг относительно Толкина, ПТСР относительно Толкина и в контексте полемики ЧКА).
Первая крайность - "в каноне было то, а не это" - стагнация и тухляк. Сколько людей читаю/слушают/смотрят ещё твой канон, кроме тебя? Какой у них за плечами жизненный опыт и опыт интерпретации? Какие у них ттх (эмпатия, особенности мышления и пр.)? В конце концов всех не заставишь мыслить так, как ты сам, это невозможно технически. Да и стоит ли? Кому нравилось на уроках литературы писать не то, что думаешь, а то, что хотела прочесть Мариванна?
А вторая крайность чревата тем, что инфополе шутить не любит. Когда перестаешь писать про людей, а начинаешь строчить рассказки про "лего", в конце концов, теряется навык человеконаписания. Это закономерно: если долго не заниматься, к примеру, спортом или рисованием, навыки ухудшатся. Вдобавок, текст так или иначе проходит через сознание: к тебе прирастают определенные схемы и модели, штампы, ты и мир начинаешь видеть сквозь них. И в итоге на выходе получается не отражение, а искажение - уродливая гримаса, чучело, лишённое жизни. И хорошо, если искажают лишь штампы. Но у некоторых людей внутри такое, прости господи, что без ужаса и содрогания не взглянешь. И оно лезет в любимое и ненаглядное - а как иначе-то ещё самовыразиться? Впрочем, ладно, если душа и тело просят, и не денешься никуда, то можно. В стол. В закрытый дневник. Но если вытащил наружу, и кто-то плюнул в душу, может, стоит задуматься о том, что вызвало у человека отвращение? Нет, это не "изнасиловали - нечего короткую юбку носить". Это я к тому, что даже из негативного фидбека можно сделать конструктивные выводы. Просто не любое творчество прекрасно, свято и заслуживает уважения.На комменты, письма и дискуссии отвечу в ближайшие дни. Сейчас ломы. И вообще, весь день ничего не делала, и так от этого устала, что сейчас пойду порисую.
@темы:
фиграйтерство и фанфакерство,
самая звёздная из частот
Дискуссия открытая, следовательно и ПЧ, и мимокрокодилы имеют право вмешиваться. А право говорить "тщщщщ!" есть только у меня - см. профиль.
Shatris Lerran, умир весь над эпиграфами ))) сейчас отвечу тут по существу и почитаю ))
Ощущения реально разные.
А вот у меня, к слову, нет - ощущения разнятся в зависимости от того, ЧТО я пишу, в каком эмоциональном состоянии и под какими
веществамивпечатлениями )Сейчас, предыдущую страницу дочитаю и досоображу.
D~arthie, Мне как-то странно считать мотив исправления авторских недочетов или спасения героев основным в фантворчестве. А если у героев и в каноне всё хорошо, то что, о них и писать не стоит?))
Вот и мне! А если пришла
индейкаидея? Глюк сглючился? И вообще, вдруг выяснилось, что тебе есть, что сказать миру ЧЕРЕЗ эту историю и этих героев?))Сатори Ивадзику, Это то же самое, по мне, что заместо судьбы, провидения, бога, — выбирайте кому что ближе, — судьбу любимого человека, родных, близких, друзей... — они вас об этом просили?! — переписывать, будто оно, якобы, получится. Или свою.
Вот где-то по этому соображению я практически никогда не пишу фанфиков с косой чертой. Ещё о фанфиках о Gray-man'е кто-то очень метко сказал, что там вся система персонажей - генератор пейрингов. Но, между нами, я думаю, что генератор пейрингов - это такая опция, встроенная в мозг человека )) Народ, без обид! А мне её не добавили в сборку - на складе, видать, не оказалось. Либо моя модель в базовой комплектации такое не предусматривает. Хотя, к примеру, любовную историю как жанр я не презираю - есть и такие, которые нравятся )
не простыня, но наволочка
Только целеполагание другое: вопрос "а что я этим говорю?" вертится в голове в фоновом режиме.
А вот у меня, к слову, нет - ощущения разнятся в зависимости от того, ЧТО я пишу, в каком эмоциональном состоянии и под какими веществами впечатлениями )
По разным фэндомам тоже разные ощущения, да.
З.Ы. Кстати, тоже вижу фильмами. Потом эти фильмы на буквы переложить - не самая простая задача.
*потёрлась ухом и хихикнула*
D~arthie, чуфы-чуфы!
нельзя запретить писателю списать персонажа с человека, которого он увидел мельком или наоборот, долгие годы с ним дружил
Обвинения в клевете умному человеку избежать очень легко, а от обвинения в присвоении героя спасает дисклеймер. Друзья и сами могут быть не прочь в текст вписаться, так что всё не так уж страшно с формальной стороны )) Только человека, создавшего мир, по которому ты пишешь вторичный текст, это может ранить. Это то, о чём говорит Сатори Ивадзику. Можно не разделять позицию "мои герои - мои дети", но пренебречь такими чувствами автора - "отзеркалить" страшные истории про органы опеки: незаслуженно отобрать у женщины ребёнка, заклеймив её какими-нибудь неприятными обвинениями, и сказать, что она не имеет на него никаких прав.
А вот, кстати, списать кого-то, чтобы "свести счёты", т.е., к примеру, этого героя убить или причинить ему увечья - можно? Я многое для романа беру из окружающего мира: явления, типажи, картинки, но _конкретного_ человека в тексте нет.
Именно.
Только человека, создавшего мир, по которому ты пишешь вторичный текст, это может ранить.
Может, в принципе. И мать может ранить то, что дочь счастливее в браке, чем была, когда жила с ней.
Имхо, это больше похоже на ситуацию, в которой оказывается автор, чем наезд органов опеки. Опека ведь ребенка отбирает и лишает родителей прав. А у автора все права остаются.
А вот, кстати, списать кого-то, чтобы "свести счёты", т.е., к примеру, этого героя убить или причинить ему увечья - можно?
Очень многие классики так делали...
Формальные права.
Опять же, а если ситуация, где у автора - всё хорошо, а фикрайтер взял, нагнал ангсту и чернухи и всех поубивал? Или сделал из доброго персонажа злодея? Такое тоже бывает.
А если вы серьёзно думаете, что во всём всегда виноват жадный автор-моралфаг - без исключений, и с ним считаться нельзя ни в коем разе, то я доведу до вашего сведения: единомышленников в моём дневнике вы вряд ли найдёте. У нас тут свой собственный отдел информационной инквизиции )))
Очень многие классики так делали...
Вопрос ставился иначе: вы для себя такое считаете допустимым?
А остальное от лукавого.
К этому я и веду. Но если автор знает, то 1) не факт, что он искал фантворчество специально, чтобы погрызть кактус; 2) не стоит набрасываться на него с обвинениями, если у него чьё-то творчество вызвало негативные эмоции. А то лицемерно выходит: героев пользуешь, создателя ненавидишь. Автор - тоже человек, у него есть чувства. Допустим, если мне случайно (потому что нарочно не буду искать даже отзывы) попадётся неприятный мне фанфик про наших с Кодзю Тацуки героев из того самого соавторского романа, я либо проигнорирую его, либо напишу пародию на него. Но всё-таки мериться остроумием с поклонниками как-то... себя не уважать. Но люди разные, только при этом не может быть так, что все авторы равны, но те, кто не высказывается против - равнее.
Прекрасное на тему отношения к чужим героям. Лучше и не скажешь, по-моему.
Но не стоит привлекать сюда в позициях добра и зла исправление автора или наоборот. Фантворчество - это мир собственных фантазий читателей/зрителей на основе авторского произведения. Сколько людей, столько и фантазий. Далеко не все фан-авторы руководствуются принципом "сделать героям хорошо", и далеко не всегда, когда они делают это "хорошо" по собственному разумению, автора от этого не передёргивает. Я уж молчу о тех, для кого фантворчестов - арт-терапия. Или, например, арт-сублимация серьёзной патологии. Так, на минуточку... читать дальше
Просто сама мысль запретить фантазировать по зацепившему произведению - это логика прокрустов и попытка запретить думать вообще.
А кто запрещает-то думать? Такой барьер может возникнуть лишь в голове фанатов, считающих себя потерпевшей стороной. Тот же Джордж Мартин, негативно высказавшийся в адрес фанфикшна, открыто сказал, что фанарт ему порой нравится.
Я уж молчу о тех, для кого фантворчестов - арт-терапия. Или, например, арт-сублимация серьёзной патологии. Так, на минуточку... читать дальшеРаннее фантворчество по Наруто похоже на БДСМ-триллер вперемешку с детским эротическим флаффом...
Я тоже о них лучше промолчу, дабы не обидеть. Но, на минуточку, как и когда это оказалось в открытом доступе и почему я должна считать это чем-то дельным и благостным?
А у меня, между прочим, дочь Нарутоманка и на фикбуке бывает. Ей - просто не надо. А если бы было надо? Мне ей Инет отрубить или над душой стоять и смотреть, что она читает? Ей еще и тринадцати лет нету...
Но вообще-то... читать дальше